Психологический вестник

 

Г. Бузулук, МОБУ "ООШ № 5"

ул. Бузулук, д. 35 а

тел. 8(35342)24402

                                                                                                                            НОВОСТИ

           27 апреля 2012 года  в гимназии № 1 проходила 5 городская научно-практическая конференция « В мире уникальных открытий». Глезденева Дарья, учащаяся  9 А  класса,  представила работу «Школьный стресс» , Гусева Анна, учащаяся 9 Б класса,  выступила с работой «Преступниками рождаются или становятся». Глезденева Дарья заняла 1 место, Гусева Анна – второе место.

24 апреля 2012 года родители 7 класса Б приняли участие в консультации «Родительские директивы как форма проявления родительского отношения и как источник психологических проблем».

Американские психологи Роберт и Мери Гулдинг построили концепцию о том, что многие нерешенные душевные проблемы родителей передаются их детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем внушения от родителя к ребенку в раннем детстве. Мы можем научить другого только тому, чем владеем сами. Так и родители передают своим детям «родительские директивы» о том, как нужно жить, относиться к людям и обращаться с собой. Гулдинги выделили 12 таких директив, но на самом деле каждая директива имеет несколько вариантов, которые неизбежно увеличивают это количество. Итак, что же такое директива и как распознать ее в потоке обыденной жизни?

       Об этом шел разговор на родительском собрании.

 

                                                                              ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

                                                    Как сформировать желание учиться?

 

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. При этом по природе своей мотивация — хрупкое образование, требующее внимания и бережного отношения.

Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным («активным») потребителем (приемником). Зачастую учителям кажется, что проблематизировать изложение нужно только для старших детей, младшие же к этому совсем не готовы. Кроме того, самим учителям эта деятельность кажется сложной, требующей больших усилий и временных затрат. Тем не менее игра стоит свеч. Главное здесь — помнить, что задача не в том, чтобы сделать изложение сложным, а в том, чтобы стимулировать познавательную мотивацию детей, уйти от выдачи им готового знания, в котором у них нет реальной потребности.

Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Практический вопрос хорошо начать словами «Как мы можем…» Например: «В следующую субботу мы пойдем в поход. И вдруг кто-то потеряется. Как он может сориентироваться на местности без компаса?»

При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

Переход от вопросов на простое знание фактов (информации) и умение действовать строго по алгоритму к вопросам на понимание не может произойти в одночасье. Он является логичным продолжением проблемно-ориентированной активности самого учителя. Важный критерий того, что конкретные варианты проблемных вопросов «работают» и не являются слишком сложными для текущего уровня развития детей, — активность учеников, их интерес и инициатива.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:

 

+

?

Я это знал(а)

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал(а)

Я хочу об этом узнать побольше

От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Сначала пусть это будут простые вопросы, структурирующие текст, а затем уже проблемные и хорошо продуманные. Таким образом мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.

КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

— Почему ты ходишь в школу?

Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание.

(Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

Можно вместе с учениками обсудить, как они хотят проходить данное литературное произведение — читать и писать сочинение или изложение, или поставить спектакль, или подготовиться к дебатам (учитель литературы знает варианты). Можно дать много задач, чтобы ученики сами выбирали для решения любые из них.

В старших классах можно выбрать профиль обучения (в средних — второй язык). Можно практиковать выбор одного–трех дней в четверти, которые ученик может по собственному выбору пропустить, при этом неся ответственность за самостоятельное изучение пропущенного материала. Наконец, к счастью, теперь в большинстве случаев родители и дети могут выбрать школу, в которой ребенок будет учиться. Важно ощущение — «я управляю своей жизнью».

 

КИТ 3
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность (см. И. Артюхова. Развитие саморегуляции и планирования у младшего школьника // «Школьный психолог» № 8/2008) и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Учебная мотивация (желание учиться) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила (позитивной обратной связи = ПОС).

• ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.)

• ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.

• ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе — неэффективный (плохой) мотиватор.

• Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.

• Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам), то создается ощущение несправедливости учителя, что однозначно демотивирует.

Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.

Мощным, реально действующим источником мотивации является характер объяснений учителем успехов и неудач ребенка. Если объяснять успехи ученика его способностями и усилиями, то у него сложится уверенность, что он сможет снова добиться успеха («Прекрасный ответ, замечательная работа, видишь, как ты можешь!»). Важно стараться не давать ученикам повода думать, что успех может быть обусловлен везением, дополнительной помощью или легкостью материала.

С другой стороны, объяснение неудач недостатком старательности или другими временными факторами, например плохим настроением или неважным самочувствием, также способно поддержать самооценку ребенка и его будущую настойчивость. Например, «Ты просто недостаточно подготовилась для того, чтобы хорошо написать эту контрольную», «Мне кажется, что ты очень быстро сдался», «К сожалению, ты работала над заданием слишком небрежно».

Тамара ГОРДЕЕВА,
кандидат психологических наук,
доцент факультета психологии МГУ

 

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

Советы выпускникам

 

Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – службы, которая отвечает за организацию и проведение выпускных экзаменов, – дают советы о том, как правильно подготовиться и с лучшим результатом сдать экзамены.

   Совет 1. Тренируйтесь на вариантах прошлого года.

Если школьник хорошо знает предмет, никаких трудностей с Единым госэкзаменом у него не возникнет.

 Нелишним будет ознакомиться с разными стратегиями решения тестов, которые хорошо описываются в методической литературе, подготовленной сотрудниками Федерального института педагогических измерений (сайт www.fipi.ru) – теми, кто разрабатывал экзаменационные задания.

   Можно попробовать свои силы на вариантах прошлого года – их тоже можно найти в Интернете. Например, на портале информационной поддержки Единого государственного экзамена – www.ege.edu.ru. Как правило, меняются только формулировки заданий, а их уровень и тип остаются прежними.

   Совет 2. Научитесь заполнять бланки.

   Единый госэкзамен сложен для многих ребят еще и потому, что нужно не только правильно ответить на тот или иной вопрос, но еще и аккуратно заполнить бланки. Поэтому лучше всего заранее потренироваться. На это уйдет не больше трех-четырех занятий.

Научитесь аккуратно писать печатными буквами, внимательно изучите, как устроены документы, подробно узнайте, как исправлять ошибки.

   Совет 3. От простого к сложному.

   Экзамен состоит из трех частей и включает в себя задания разных типов. В части «А» нужно выбрать единственный правильный вариант из четырех предложенных. В части «В» – дать короткий ответ на вопрос. Это может быть одно слово или цифра, которая вписывается без всяких пояснений и комментариев. Наконец, самая сложная часть – «С» –предполагает, что школьник даст подробный, развернутый ответ, включающий словесное обоснование или математический вывод.

   Самый простой и общий совет, который можно дать всем ребятам: для начала пробегитесь по вопросам и ответьте на самые легкие, не останавливаясь на сложных.

   Сайт www.ege.edu.ru советует ребятам: для получения тройки достаточно успешно выполнить только первую часть. При этом хватит примерно 50 - 60 процентов решенных заданий (хотя для разных предметов используется несколько разная граница). Но лучше не бросать тест и не уходить из аудитории раньше времени, даже не попробовав решать третью часть. Кто знает, может быть, вам не хватает до заветной четверки всего-то пары баллов и вы сможете решить задание!

   Совет 4. Отбросьте абсурдные варианты.

   Первое, что нужно сделать, пытаясь найти правильный ответ из нескольких предложенны отсечь абсурдные ответы.

   И только потом анализировать оставшиеся варианты и выбирать правильный. Что же имеется в виду? Например, если вы решаете физику, обратите внимание на единицы измерения: скорость не измеряется в джоулях, а масса – в паскалях.    Не забывайте и о здравом смысле – скорость пешехода не может составлять 150 км/час.

   Совет 5. Читайте задания до конца.

   Бывает, что на экзамене ребята так нервничают, что начинают щелкать задания, не дочитав до конца вопрос. Не спешите и, прежде чем выбирать один из вариантов или вписывать в клеточки слово, внимательно ознакомьтесь с заданием.

   Другая проблема – попав на сложный вопрос, некоторые юноши и девушки зависают на нем, впадают в ступор, начинают паниковать. Бросьте каверзное задание и переходите к следующему. Потратите время на трудные задания -  не успеете выполнить те, которые знаете. Ваша цель – набрать как можно больше баллов.

   Совет 6. Не расстраивайтесь, если не нашли решения.

   Формат проведения ЕГЭ принципиально отличается от привычных форм выпускных и вступительных экзаменов. Если в традиционной форме отметку «отлично» заработает тот, кто в установленное время выполнил все задания, то, сдавая Единый экзамен, на такой результат сможет рассчитывать молодой человек, осиливший их часть.

   Школьную пятерку можно получить, набрав 70 баллов из 100. То есть достаточно решить примерно две трети теста. Правильно ответить на вопросы части «А», справиться с   частью «В» и выполнить хотя бы одно задание из части «С» (или приступить к нему).

 Совет 7.   «А если мне не хватит времени?»

   Время, которое требуется на проведение экзамена, рассчитывается экспертами. Как минимум треть из них – учителя и методисты. Они не понаслышке знакомы с учебными буднями и могут просчитать, сколько времени понадобится среднестатистическому школьнику на выполнение теста. Плюс – работы инспектируют не менее девяти независимых экспертов. Они и выносят вердикт – можно ли за предложенное количество минут справиться с 30 заданиями по математике и 50 – по географии. Надо учитывать, что в мировой практике принято: максимальные 100 баллов должны набрать не более 0,1% от общего количества участников.

   При подготовке материалов и определения продолжительности экзамена учитывается и это.

   Так или иначе, опыт проведения ЕГЭ показывает, что время, устанавливаемое для выполнения тестов, соответствует этим требованиям. И ты должен успеть не только ответить на вопросы, но и проверить свою работу.

                                                                                                     

               Совет 8. Подготовка к экзамену

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

             Совет 9. Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

 

Советы родителям.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

·        Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

·        Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

·        Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

·        Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

·        Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

·        Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

·        Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал подготовке ребенка  к экзаменам.

·         Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

·        Посоветуйте детям распределить темы подготовки по дням.

·        Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

·        Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

·        Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

·        Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

·        Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

1.     пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

2.     внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

3.     если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

4.     если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Самое главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.

В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое

(логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом:

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено  с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.  

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то  можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне и наоборот.

Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание».  Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Как правильно зевать?

Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.

Приемы снятия  экзаменационной тревожности

1.     Приспособление к окружающей среде

Мощным источником стресса для школьников, сдающих ЕГЭ, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги – члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.

2.     Переименование

Зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».

3.     Разговор с самим собой

Можно порекомендовать учащимся поговорить с самим собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена лично для меня и как их облегчить?

 

 

Советы классному руководителю

Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.

Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.

Экзаменационная (тестовая) тревожность

           Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх деорганизует человека, он либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность хаотичной.

Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:
•  нарушение ориентации, понижение точности движений;
•  снижение контрольных функций;
•  обострение оборонительных реакций;
•  понижение волевых функций.

Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ.

В целях определения уровня тревожности и определения предлагаем следующий опросник:
•  Мне удается вовремя уложится с домашними заданиями.
•  Накануне контрольной работы я испытываю беспокойство.
•  Иногда мне кажется, что на контрольных из всего класса только мне одному приходится трудно.
•  Когда я не справляюсь с заданием, мне не хочется говорить об этом учителю.
•  Мне становится неприятно, когда я представляю себе, что мне придется отвечать на вопросы перед всем классом.
•  Я трачу много времени на подготовку к контрольным работам, но это не очень-то помогает.
•  Если бы мне было трудно на экзамене, я бы побоялся обратиться за поддержкой к родителям и сверстникам.
•  По-моему, оценки за контрольные у меня ниже, чем могли быть из-за того, что я забываю то, что знаю.

Данный опросник поможет вам определить уровень тревожности у детей и определить пути конкретной психолого-педагогической помощи.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

 

•  Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
•  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
•  Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
•  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.
•  Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
•  Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
•  Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Самое главное : это снизить напряжение и тревожность ребенка.

В подготовительный период рекомендуем:
•  Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
•  Оформить психологический уголок
•  Проводить специальные занятия для снятия тревожности и напряжения, провести анкетирование, оказывать практическую помощь.
•  Не нагнетать обстановку.
•  Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ.

 

 

 

 

Полезный паразиты

Во все времена всевозможные заминки в речи, «мэканья» и «эканья» считались проявлением косноязычия, низкой речевой культуры, а также изрядной помехой в речевой коммуникации. Однако в действительности междометия-паразиты заставляют слушателя относиться к говорящему с большим вниманием. Специалисты из Стерлингского и Эдинбургского университетов (Шотландия) попросили добровольцев прослушать последовательность предложений, часть которых произносилась с использованием междометий-паразитов. Затем был проведен тест с целью проверить, какой объем информации запомнили слушатели.

Через час после прослушивания испытуемые смогли воспроизвести до 62% слов из предложений, где встречались бессодержательные заминки. Из предложений, не содержавших никаких «помех», испытуемые воспроизводили чуть более половины слов.

Результаты этого опыта позволяют предположить, что слишком гладкая речь не позволяет человеку сосредоточиться на ее содержании, заставляет многое «пропускать мимо ушей». У слушателя может невольно возникнуть впечатление, что информация сообщается ему механически, бездумно. Напротив, человек, который отдает себе отчет в своих словах, размышляет в процессе речи, — неизбежно делает паузы, иногда даже заполняя их ничего не значащими междометиями. А это, оказывается, не только создает лучшее впечатление о говорящем, но и способствует лучшему восприятию его слов.

По материалам http://www.bps-research-digest.blogspot.com

 

Психолог считает, что дети, имеющие собак, лучше учатся в школе   

Немецкий психолог Рейнольд Берглер (Reinhold Bergler) обнаружил, что дети, чьи семьи содержат дома собак, отличаются примерным поведением в школе и добиваются больших успехов в учебе.

Профессор и его коллеги опросили 400 матерей о поведении и обучении их детей в возрасте 13–15 лет. Половина опрошенных содержат собак.

Выяснилось, что дети с собаками — особенно, мальчики — чаще получают в школе хорошие оценки, чем их ровесники без четвероногих друзей.


Берглер считает, что регулярные прогулки, кормление собак и тому подобное воспитывают в детях чувство ответственности.

Чрезмерное увлечение интернетом и беседами по мобильному телефону ведут к расстройству нервной системы, считают австралийские ученые

Чрезмерное увлечение глобальной сетью Интернет, а также длительные беседы по мобильному телефону могут привести к расстройству нервной системы и вызывать бессонницу. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного австралийскими учеными из Сиднейского национального университета.

По словам одного из авторов эксперимента профессора Эндрю Фалира, в ходе опросов, в которых участвовали 2 тыс человек по всей стране, удалось установить, что более 1 млн жителей Пятого континента страдают бессонницей именно по причине длительного сидения перед монитором.

Более половины респондентов в возрасте от 19 до 45 лет признались, что не могут оторваться от сетевых компьютерных игрушек, другая же часть опрошенных предпочитает виртуальное общение в чатах, читает электронные книги, а также посредством мобильного телефона рассылает сотни текстовых сообщений. Причем делает это исключительно в темное время суток.

Еще 10 процентов из общего числа опрошенных осознают вред здоровью от своего увлечения и для борьбы с ним даже обращались за помощью психиатров.

 

Дети и телевизор: агрессия

Знаете ли Вы, что популярный детский сериал, идущий в настоящее время на одном из российских каналов плохо влияет на Ваших детей? Это сериал «Могучие рейнджеры» (Power Rangers).

Еще 10 лет назад, в 1995 году, группой американских ученых во главе с Крисом Бойацисом, было изучено влияние именно этого сериала на проявление детской агрессии.

Были взяты 2 группы младших школьников. Первой группе показали эпизод с дракой из этого фильма, второй группе — нет. Сразу после просмотра, в первые 2 минуты, количество агрессивных действий в первой группе было в 7 раз больше, чем во второй. Дети активно подражали агрессивному поведению героев сериала.

Хотите, чтоб Ваш ребенок после просмотра фильма избивал сверстников на улице, нападал на младшего братишку или на Вас? Нет? Тогда ограничьте просмотр фильмов со сценами насилия!

Мама, какая ты мягкая!

Эксперименты с детенышами обезьян, специально лишенных контакта с матерью показали необходимость телесных прикосновений для нормального развития.

     Одной группе обезьянок был оставлен манекен, обтянутый плюшем и снабженный грелкой. Другой группе — лишь проволочный манекен с соской. Обезьянки из группы с плюшевым манекеном выросли вполне здоровыми. А те детеныши, которые не имели возможности телесного контакта, оказывались психически неполноценными.

Приласкай меня, мама!

Мы нуждаемся в прикосновении так же, как в солнечном свете, воде и пище. У всех людей под кожей проходит сеть нейронов, чувствительных к разного рода прикосновениям. Когда кто-то прикасается к нам, наш мозг улавливает этот сигнал, воспринимает его и и побуждает дарить в ответ улыбку, хорошее настроение или какой-нибудь дружественный знак.
Дети, особенно маленькие, более других нуждаются в том, чтобы до них дотрагивались. К сожалению, многие родители дотрагиваются до своих детей, только когда одевают их, моют, кормят или наказывают. Но, согласно многочисленным исследованиям, дети, которых держат на руках, обнимают, целуют и ласкают, обладают более крепким здоровьем, лучше растут и интеллектуально развиваются, чем те, которые лишены всего этого.

Нерешительный и неуверенный - ошибки воспитания   

Психологи, изучавшие детей, неуверенных в себе, нерешительных, неумеющих добиваться целей, выяснили, что их матери имели ряд сходных черт, которые и повлекли за собой такие психологические особенности таких детей.
Для таких матерей оказалось характерным:

Ориентировка на усредненные социальные стандарты и нормы
Такие родители обычно сравнивают достижения своих детей с достижениями их ровесников. Зависимость успеха или неуспеха от усилий ребенка в расчет не принимается.

Жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка
Это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь родителей, приходящая не в форме совета, а в форме приказа еще больше подавляет инициативность и самостоятельность.

Объяснение неудачи ребенка отсутствием способностей, а не недостатком усилий.
Мать, видя неудачи сына по русскому языку, вздыхает: «Он у меня бестолковый. Я сама по русскому была не очень».
Если ребенок приносит из школы хорошую отметку, то ему говорят: «Наверное, вопрос был легкий».

Порицание за неудачу, ранодушие при успехе
Родители детей, боящихся неудачи, редко хвалят их за достижения. Гораздо охотнее они ругают детей за неуспехи

 

Вечный вопрос :  кто же умнее?   

Психологи  обнаружили некоторые различия в строении мозга мужчин и женщин. Например, у женщин в определенном участке мозолистого тела (отдел мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин. Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит объединение информации, имеющийся в обоих полушариях; этим можно объяснить и некоторые половые различия в поведении.

У женщин выявлены более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями. Напротив, функции восприятия и способность к оценке пространственных отношений и художественному творчеству, видимо, лучше развиты у мужчин.

 Смех - лучшее лекарство!   

Добродушный смех не только поднимает настроение. По мнению японских врачей он нормализует работу эндокринной нервной и имунной систем, нормализует сердечную деятельность и дыхание, даже облегчает боль при ревматизме. Смех стимулирует действие симпатической нервной системы, улучшая работу мозга и способствуя приливу крови к мышцам.


Когда мы смеемся, мы напрягаем мускулатуру. По данным одного эксперимента «при смехе брюшные мышцы испытуемого напрягались, как будто он делал упражнения на брюшной пресс». Психиатр Мичио Танака подчеркнул, что смехо чень полезен для человека. По его словам, «смех — это эффективное лекарство, да еще без побочных эффектов».

Музыка помогает переносить физическую боль    

Психологи из Шотландского университета в Глазго (Glasgow Caledonian University) провели опыты на людях и пришли к выводу, что музыка может действовать как болеутоляющее.

В ходе лабораторных исследований ученые попросили добровольцев держать руку в очень холодной воде так долго, насколько это возможно. Одной группе волонтеров во время эксперимента предложили просмотреть выступление комика по телевизору, другую попросили считать в уме, а третьей дали возможность послушать любимые мелодии на выбор: панк, рок, фолк, классику и так далее. Выяснилось, что слушатели музыки продержались дольше всех.

Исследователи полагают, что музыка наиболее сильно эмоционально захватывает и отвлекает человека, уменьшая беспокойство и повышая терпимость к дискомфорту. «Самым удивительным выбором была песня «Firestarter» группы Prodigy. Согласитесь, это не та музыка, которая позволяет расслабиться, — рассказала проводившая эксперимент доктор Лора Митчелл (Laura Mitchell). — Однако человек, выбравший эту песню, терпел боль в пять раз дольше остальных слушателей».

Психологи рекомендуют думать лёжа   

 

Доктор Даррен Липники (Darren Lipnicki) из Австралийского национального университета (Australian National University — ANU) обнаружил, что люди с большей легкостью решают задачки лежа, а не сидя или стоя.
Для эксперимента психологи привлекли 20 добровольцев, которым предложили разгадать 32 анаграммы из пяти букв, находясь в двух положениях: стоя и лежа.
Оказалось, что в горизонтальном положении волонтеры находили разгадку гораздо быстрее.
По мнению Липники, все дело в химии мозга, а точнее — в выпуске нейромедиатора под названием норадреналин.
Норадреналин обычно связывается с познавательной способностью и вниманием, но ученые также полагают, что этот нейротрансмиттер вредит творческому мышлению. В лежачем положении он выпускается в меньших количествах.
Липники говорит, что в подтверждение его теории можно привести исторические свидетельства.


Портрет эгоиста   

Психологи постарались в помощью целого ряда методик, выделить основные черты личности, присущие эгоистам. Вот, что у них получилось:

- эгоисты склонны пренебрегать долгом, нормами закона и морали, произвольно устанавливать правила ради собственной выгоды, не брезговать средствами ради этого;

- с их точки зрения приемлемы агрессивные формы поведения (драка, месть), сексуальная неразборчивость, нечестность, обман;

- они приписывают другим людям злобу, завистливость, мстительность, цинизм, продажность. Это делает невозможным использовать с такими людьми стратегии конструктивного общения;

- они мстительны (месть обладает самой прочной связью с эгоизмом), но в то же время являются оптимистами и верят в справедливый мир;

- прибегают наряду с рациональными и продуктивными стратегиями к непродуктивным, таким как бесплодные мечтания и беспочвенные надежды;

- несмотря на малопродуктивные способы совладания с трудностями жизни, и, может быть, благодаря неразборчивости в средствах, они преуспевают, не испытывают материальных трудностей, имеют о себе хорошее мнение и более счастливы;

- самую высокую степень эгоизма проявляют служащие, занятые в частном секторе экономики, затем идут студенты.